педагог-психолог                                       Трушина Алёна Николаевна

Неделя психологии в лицее

В нашем лицее стало традицией проводить недели, посвященные разным предметам. Немаловажным местом в учебном – воспитательном процессе занимает психологическая служба.

С 07 по 21 ноября в  лицее проходила неделя психологии в начальном звене.  «Неделя психологии» в лицее – просветительское и  профилактическое мероприятие, целью которого является развитие творческого потенциала детей, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка и педагогов. Основная идея: познание внутреннего мира человека через анализ собственной деятельности и через общение с другими людьми. В течение недели проводились  мероприятия, направленные на самопознание и развитие всех участников образовательного процесса. Каждый день имел свое название. Данная форма просветительной психологической работы является традиционной для лицея, и проводится ежегодно. 

 В первый день недели  сказочные герои обошли классы и сообщили ребятам о открытии  «Недели психологии». Сказочные герои рассказали о тех мероприятиях, которые будут проводится в течении всей недели.

 Чем же мы занимались все эти дни?

- Первое что делали ребята по приходу и уходу из лицея  - это отмечали свое настроение. В конце недели мы подвели итог с каким настроением дети приходят и уходят из лицея.

 

Приходят в лицей:

Хорошее настроение -  90,1%,

Еще не понял - 10,2%,

Плохое - 1,1%

Уходят из лицея:

Хорошее настроение -  96%,

Еще не понял - 3,7%,

Плохое - 0,3%

- Это игры  на переменах. В играх проявился: уровень сформированности детского коллектива, навыки и способности межличного общения в группе.

-  Ребята написали интересные сочинения.

- Классы принимали активное участие в конкурсе  рисунков  на тему"Моя семья". Работы ребят были яркими, они наполнены жизнью, творчеством, любовью, и огромным желанием проявлять и показывать свое творческое мастерство.

-  Красочные фото коллажи на тему "Мой класс дружная семья" были размещены  на стенах лицея.

- Проходили  психологические тренинги: "Дорогою добра", "Как справиться с плохим настроением","Заколдованное сердце". На занятиях дети получали знания, они учились дружить, любить, видеть окружающее другими глазами.

 - Работала  "Почта  тайного друга" ребята с удовольствием принимали участие в этой акции. И нужно было видеть глаза детей когда они получали письма и подарки от "Тайного друга"!

- Школьный забор на тему: "Если бы я был директором школы", " Если бы я был президентом", Если бы я был главой района".  Было предложено детьми много интересных идей.

- Ребята писали пожелания своим учителям и одноклассникам на ромашках и из у нас получилась целая поляна пожеланий.

- Проходила акция "Доброе дело". Ребята совершали добрые дела.

- Работала  "Лестница дружбы"на которой наши лицеисты нашли не мало друзей. Хотелось отметить , что ребята в лицее  приобретают много друзей, их коллективы очень сплочены, дружны и они всегда помогают друг другу. Лицей  дает очень много возможности к саморазвитию. Лицей  объединяет всех!

Итог  недели психологии -  заключительная линейка.

На заключительной линейки ребята получили массу положительных эмоций. А поздравила и вручила награды  за активное участие ребят в конкурсах и акциях заместитель директора по УВР  С.В. Абрамова.

 В «Недели психологии» использовались все виды психологической работы в школе: диагностика, просвещение, коррекционно – развивающая и профилактическая работа.

Положительным достижением недели можно считать то, что по сравнению с прошлыми неделями активность участников образовательного процесса возросла.

 «Неделя психологии» - это страна, где душа каждого из нас, где есть место познавательным процессам, эмоциям и способностям. Надо только пофантазировать и вы увидите, какая жизнь кипит у вас в душе и в душах ваших близких и друзей.

                                                                        Педагог психолог  Трушина А.Н.

 

 

неделя психологии.pdf
Adobe Acrobat документ 825.4 KB

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний. Новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
У вас Событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идёт уже второй, третий или пятый ребёнок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового ( по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).
И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6 -10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми ( хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни ( портфель, тетради, учебники и т. п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество « ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка ( «ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы и в машинки, но нужно давать установку на « взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим ( степень его проявления в компетентности каждого родителя), но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.
У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место: письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом – учиться. Это хорошо и сточки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку. Необходимое освещение.

Отдельного внимания заслуживает режим дня. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40 – 50 %) обладают синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой дистонией.
Эти лёгкие неврологические заболевания могут скомпенсироваться к 10- 12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна – 9 – 10 часов, прогулки — 2 — 3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещение бассейна, полноценное питание). Именно для этой категории детей важно правильно распределить время учёбы и отдыха, поскольку причинами проблем с учёбой, поведением являются повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.

Ещё всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно. Проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!» Гораздо сложнее помогать ребёнку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помните: ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

 

 

Рекомендации для родителей, у которых ребёнок стал первоклассником

• Ваш ребёнок пошёл в школу. Не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
• Не старайтесь увидеть в ребёнке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради ещё не делают из него ученика.
• Уважайте новую жизнь ребёнка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Всё это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
• Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше – за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребёнка гораздо большее значение, чем раньше.
• Старайтесь не демонстрировать возможностей ребёнка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
• Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
• Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребёнком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребёнка.
• На первых порах просите ребёнка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдём по другой улице? Ребёнку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
• Дойдите с ребёнком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа – не единственная.
• Помогайте ребёнку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребёнок дружил до школы.
• И ещё! Человек, который пошёл в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определённое время.
• И ещё очень важно – уважение к миру ребёнка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день.

 

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущего первоклассника необходимо:

·         уметь чётко произносить все звуки речи;

·         уметь интонационно выделять звук в словах;

·         уметь выделять заданный звук в потоке речи;

·         уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);

·         уметь произносить слова по слогам;

·         уметь произносить предложения из 3 – 5 слов;

·         уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово и т.д.;

·         уметь использовать обобщающие понятия ( медведь, лиса, волк – это животные);

·         уметь составлять рассказ по картинке ( например, «В зоопарке», « На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.);

·         уметь составлять несколько предложений о предмете;

·         различать жанры художественной литературы ( сказка, рассказ, стихотворение, басня);

·         уметь наизусть читать любимые стихотворения;

·         знать автора прочитанного стихотворения;

·         уметь последовательно передавать содержание сказки;

 

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
знать цифры от 0 до 9;
уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д.;
уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
знать знаки +, -, =,
уметь сравнивать числа первого десятка ( например. 7 8,, 5 4, 6=6);
уметь соотносить цифру и число предметов;
уметь сравнивать 2 группы предметов;
уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности ( например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и назвать их отличительные признаки;
уметь различать по внешнему виду птиц ( например, дятел, ворона, воробей…);
иметь представления о сезонных признаках природы ( например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)
знать названия 1 -3 комнатных растений;
знать названия 12 месяцев года;
знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 

 

 

Что делать, если ребёнок 
с трудом привыкает к школе?

Проявляйте максимум терпения и сообразительности.
В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели», подчёркивайте его успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте, хвалите его в тех случаях, когда он этого заслуживает( даже если успех невелик и не совсем удовлетворяет учителя и вас).
Не фиксируйте внимание ребёнка на оценках, которые он получает. Оценивайте его внимание учиться, старание.
Оценивая успехи, не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не подчёркивайте, что кто–то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок прилагает много усилий. Помните: каждый ребёнок уникален!
Серьёзно, по-взрослому объясняйте ребёнку правила поведения в школе. Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не ставьте ребёнка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками (особого внимания в этом отношении требуют дети, которые не посещают детский сад, а воспитываются дома).
Ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами, обратитесь к психологу.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – Ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка Главная задача сейчас помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы «Почему?». «Как?», «Можно ли было сделать это по-другому?»

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.

 

7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет Вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на Ваших отношениях с детьми.

8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи — регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут Вам избежать ошибок.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 5-КЛАССНИКОВ

 

Пятый класс –один из  важных этап в жизни школьника. С одной стороны, ребенок уже насладился всеми прелестями школьной жизни и, возможно, слегка устал от учебы. С другой – он полон ожидания чего-то нового и интересного.
В 5 классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней – все это является довольно серьезным испытанием.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Факторы, затрудняющие адаптацию:

1.    Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований разные люди.. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.

2.    На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.

3.    В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Важно понять, что все это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.


Какие признаки в поведении ребенка свидетельствуют о дезадаптации школьника?

·         Усталый, утомленный вид ребенка.

·         Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.

·         Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

·         Нежелание выполнять домашнее задание.

·         Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

·         Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

·         Беспокойный ночной сон.

·         Трудности утреннего пробуждения, вялость.

·         Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Что должны уметь пятиклассники, чтобы справиться с возникшими проблемами?

·         уметь  общаться  с  одноклассниками,  иметь  свое  мнение  и  формировать  его  сучетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

·         уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и, в случае необходимости, обращаться за помощью взрослых;

·         стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

·         уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

·         иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

·         уметь общаться с учителем, врачом и т. д.;

·         уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

 

Как помочь школьнику сохранить работоспособность?

·         Вернувшись из школы, ребенок должен хотя бы несколько минут полежать спокойно, расслабившись. После обеда очень хорошо совершить небольшую прогулку.

·         Ребенку не следует часами сидеть за учебниками. Через каждые 30-45 минут следует делать 15-минутные перерывы.

·         Самое лучшее средство для восстановления потраченной энергии – сон. Дети 8-10 лет должны спать не менее 10 часов, 11-15 лет – 8-9 часов.


Что можно сделать, чтобы облегчить адаптацию ребенка?

1.    Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2.    Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях  с другими детьми.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителями вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребенка.

3.    Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование.

4.    Помогайте выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросом, связанным с домашним заданием, помогите ему найти ответ самостоятельно, а не подсказывайте его.

 

5.    Помогите почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы – купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть – покупайте справочники, так возникает стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

6.    Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


• Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
•  Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

• Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо,  что посеешь, то и взойдет.
• Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

•  Не унижайте!
• Не забывайте, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
 

•  Ребенок — это не тиран, который завладевает всей вашей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала вам на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш»,  а «свой» ребенок,  душа, данная на хранение.

•  Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.
•  Любите своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который пока с вами.